Группа "Брусничка" МБДОУ "Детский сад №5" г. Усолье-Сибирское
Игры «на ходу». А также в очереди, транспорте и на прогулкеСитуация, знакомая всем родителям: нужно дойти из пункта А в пункт Б, затратив на это минимум времени и нервов. Или необходимо занять ребёнка на прогулке, когда на дворе и площадке осенняя слякоть. Или скоротать время в транспорте, в очереди к врачу. Самое простое решение – дать ребёнку телефон с играми. А можно использовать это время для полноценного, взаимно радостного общения и ненавязчивого, а значит, успешного развития. Игра 1 (ну очень уличная). «Счастливая машина»Каждый из игроков выбирает себе число в пределах 10. Далее смотрим на встречные машины и складываем цифры на их номерах, если получилось двузначное число, складываем цифры этого числа. Например, если получилось 21, складываем 2 и 1. Выигрывает тот, кому встретилось больше машин с его «счастливым» числом. А теперь игра с буквами на номерах. Выбираем машину, смотрим буквы на её номере и составляем из этих букв слово. Для малышей берём две буквы, для детей постарше – все три, для подростков и взрослых – придуманное слово должно содержать буквы в том порядке, в каком они стоят на номере машины. Игра 2. «Я знаю пять…»Первый игрок говорит: «Я знаю пять имен девочек (мальчиков, цветов радуги, деревьев и т.д.). Далее все по очереди называют пять объектов, заданных темой. Когда пять объектов названы, следующий игрок задаёт новую тему: «Я знаю пять … (профессий, названий городов на «К», объёмных фигур и т.д.). Если игрок по ошибке назовёт шестой объект, он должен выполнить шуточное штрафное задание. Игра 3. «Синонимы, антонимы»Суть этой игры понятна из названия. Будьте готовы, что после трёх конов придётся заглянуть в соответствующие словари, чтобы ввести в игру новые слова. Зато после десяти конов собеседование при поступлении в школу не вызовет затруднений. Игра 4. «Большой – маленький»Игра для малышей на образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. Для начала игры можно предложить зачин: «В некотором царстве, в некотором государстве жил большой великан. А рядом поживал маленький гномик. У Великана был большой дом, а у Гномика маленький …» (здесь нужно сделать паузу и подождать, пока малыш сообразит, что у Гномика должен быть «домик»). Дальше придумывайте вместе с малышом, что ещё было у Гномика и Великана, что они делали и какие приключения с ними происходили. Предложите малышу придумать несколько уменьшительно-ласкательных форм, например, «нога-ножка-ноженька». В этой игре можно обратить внимание старших детей на то, что не все слова имеют уменьшительно-ласкательную форму (например, «океан», «танк») и придумать как можно больше таких слов. И обязательно поймайте своих игроков на уменьшительной форме слова «ворона». Игра 5. «Кто лишний?»Ведущий (не только взрослый!) называет четыре предмета (понятия, явления), три из которых можно объединить по общему признаку, а четвёртый является лишним. Например, ведущий говорит: «Собрались вместе волк, собака, кошка и корова. Кто лишний?». Задача проста: выделить лишнее и объяснить свой выбор, но, в зависимости от особенностей ребёнка и образовательных целей, можноизменять акценты. · Обратите внимание на подбор обобщающего слова: «лишний здесь волк, потому что собака, кошка и корова – ДОМАШНИЕ животные, а волк живёт в дикой природе». · Для тренировки внимания и памяти введите правило, что три «нелишних» объекта нужно обязательно повторить, на более сложном уровне – в том же порядке, в котором они были названы водящим (как показал игровой опыт, детям это непросто). · Придумывайте задачки с несколькими решениями. В нашем примере лишним может быть как дикий волк, так и травоядная корова. Дорогие взрослые! Обязательно выслушивайте объяснения ребёнка, даже если он дал «неправильный» ответ. Тогда вы узнаете, что в наборе «ёлка, берёза, дуб, клён» лишней окажется не хвойная елка, а дуб, потому что у него единственного в названии нет звука [ё]. Игра 6. «Слова наоборот»Начните с простых слов, состоящих их трёх звуков. Водящий в уме «переворачивает» слово («сок-кос») и озвучивает получившееся, а игрок должен назвать исходное слово. Очень скоро в игре появятся слова, состоящие из 4 и 5 звуков, а потом и более длинные. Со старшими детьми можно поговорить о палиндромах: «А роза упала на лапу Азора». Игра 7. «Три слова на одну букву»Эта игра взята из книги А.К. Вестле «Мама, папа, 8 детей и грузовик». Правила игра просты: выбирается буква и надо составить предложение из трёх слов, начинающихся на эту букву. Заранее договоритесь, можно ли использовать предлоги. Игра 8. «Цепочка из слов»Все помнят игру в города. Таким же образом с малышами можно играть просто в слова, это отличная тренировка фонематического слуха. Вар. 1. Для развития игры можно договориться, что следующее слово начинается не на последнюю, а на какую-нибудь другую букву, например, на предпоследнюю или третью. Вар. 2. Для старших детей игру можно еще усложнить. Следующее слово в цепочке должно начинаться на три последние буквы предыдущего, прочитанные в обратном порядке. Например, «комар-рама-амазонка». Помогая друг другу, попробуйте составить максимально длинную цепочку. Игра 9. «Снежный ком»Правила игры: водящий придумывает зачин и начинает игру. Например: «Мы пошли гулять и увидели …» («Мы пошли в магазин и купили ...»). Каждый следующий игрок повторяет сказанное и добавляет своё слово. За ошибки в цепочке игрок отдаёт фант. Когда цепочка становится слишком длинной, игра прекращается, а фанты отыгрываются. Это отличная возможность повторить понятия «лево-право», придумывая задания для левой-правой руки-ноги. Например, сделать левой ногой три больших шага, а правой – три маленьких. Игра 10. «Существительное – прилагательное – глагол»Из имени существительного нужно составить однокоренные имя прилагательное и глагол. Или в обратном порядке: из глагола – существительное и прилагательное. И вместе посмеяться, размышляя о том, что могут обозначать такие необычные слова, как «фонарничать» или«арбузить». 6 февраля 2015 в 06:40
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.