Группа "Брусничка" МБДОУ "Детский сад №5" г. Усолье-Сибирское

Речь детей седьмого года жизни

5b099cd72bf785b103a7ff5f8adee550.jpg 

Ребенок шести лет свободно общается с взрослыми и сверстниками, может поддерживать разговор на любую тему, доступную его возрасту. 

1. При рассказывании он стремится точно подбирать слова, яснее выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. 

2. Характерным является дифференцированный подход к обозначению предметов (не просто машина, а легковая, грузовая; не просто обувь, а зимняя и летняя). 
3. Ребенок всё шире пользуется словами, указывающими на профессиональную принадлежность, отмечая при этом действия и операции, которые совершают взрослые в процессе труда, качество их работы, использует эти слова в своей игре. 
4. Ребенок чаще начинает употреблять в своей речи отвлеченные понятия, сложные слова(длинноногий жираф), пользоваться эпитетами (золотая осень), понимать метафоры (море смеялось). 
5. У ребенка складываются представление о многозначности слов (чистая рубашка, чистый воздух). 
6. Ребенок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением (золотые руки); умеет подбирать синонимы (работа, труд, дело, занятие, бизнес, служба). Он может точно подбирать слова при сравнении предметов или явлений, метко подмечая их сходство и различие (белый, как снег); все чаще пользуется сложными предложениями. 
7. Плавность и точность речи при свободном высказывании является одним из показателей достаточности словарного запаса ребенка и умения правильно пользоваться им. Большое влияние на формирование грамматически правильной речи оказывает уровень речевой культуры взрослых, окружающих ребенка, их умение правильно пользоваться различными формами и категориями, своевременно исправлять ошибки. 
8. На седьмом году жизни речь детей становиться все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях отмечается четкость и завершенность изложения. 
9. Ребенок способен самостоятельно дать описание картинки, предмета, пересказать содержание небольшого литературного произведения, придумать сказку, рассказ, передать свои чувства и впечатления. Совместные игры нуждаются в объяснении правил – ребенок начинает пользоваться объяснительной речью. 
10. Произносительная сторона речи достигается довольно высокого уровня. Большинство детей правильно произносят все звуки родного языка; говорят в зависимости от ситуации громко, тихо и даже шепотом; могут изменять темп речи с учетом содержания высказывания; пользоваться интонационными средствами выразительности; следовать нормам литературного произношения. 
11. Многие дети имеют достаточно развитое фонематическое восприятие (умеют различать звуки, например: с-ш, л-р); владеют началами звукового анализа (умеют выделять звуки из начала слова, подбирать слова на заданные звуки); делят слова на слоги, что имеет исключительное значение для усвоения грамоты. 

Однако и в этом возрасте некоторые дети имеют проблемы речевого плана. Вот лишь некоторые из них: 
- вместо точного названия предмета – описание его, использование родовых понятий вместо видовых («дерево; вместо «дуб», «ель»); 
- нечеткое или неверное проговаривание окончаний слов; 
- неправильное произношение звуков (горловое «р», межзубные свистящие). Пока ребенок не овладеет правильным произношением на родном языке, нельзя учить его языку иностранному; 
- недостаточная дифференциация таких звуков, как 
« ч» и « ть», « с» и «ц», «ц» и «ть», «ч» и « ц», 
«ч» и «щ», «сь» и «щ», «р» и «л» и др.; 
- трудности воспроизведения слов сложной слоговой структуры (балерина, милиционер, регулировщик, велосипедист, сковорода, экскурсовод и др.)

В дошкольном детстве, естественно, не заканчивается процесс овладения речью. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование связной речи – все эти процессы будут продолжать развиваться и в школе. И здесь главными помощниками для своих детей можете и должны стать Вы, дорогие родители. Читайте детям книги, рассказывайте сказки, учите стихи, беседуйте и занимайтесь с ними.

916defe0e4de62773265c3091e35648c.jpg



12 декабря 2014 в 03:26

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.