Группа "Брусничка" МБДОУ "Детский сад №5" г. Усолье-Сибирское

Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста: на что обратить внимание при подготовке ребенка к школе?

 7bfcaff0f3ef05878c7034df2c92a5fc.jpg

     В старшем дошкольном возрасте отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма; ребенок быстро прибавляет в росте, изменяются пропорции тела, существенные изменения в высшей нервной деятельности.    Организм ребенка готовится к переходу на более высокую психо-физиологическую ступень возрастного развития. Здесь надо отметить половые различия в темпах созревания центральной нервной системы. Исследованиями отечественных психофизиологов установлено, что к 7 годам у девочек головной мозг имеет более высокую степень готовности к обучению, готовность же мальчиков определяется ближе к 8 годам. 

      Всех людей можно условно разделить на 3 типа: левополушарные, правополушарные и равнополушарные.  У мальчиков медленнее созревает левое полушарие (математическое, знаковое, речевое, логическое – отвечает за восприятие слуховой информации), а у девочек – правое (гуманитарное, образное, творческое – пространственное, зрительное восприятие, координация). У девочек выше чем у мальчиков способность межполушарных контактов, поэтому они могут выполнять несколько видов деятельности сразу. В то же время у мальчиков в мыслительные процессы избирательно включаются либо левое, либо правое полушарие, поэтому для них характерна высокая сосредоточенность на конкретной проблеме. Меньшее количество межполушарных связей у мальчиков объясняет тот факт, что их стрессоустойчивость значительно ниже, чем у девочек.

     В возрасте девочек до 7, а мальчики до 8-8,5 лет все дети как бы правополушарные, а современное образование ориентировано, прежде всего, на левополушарных детей, хотя по результатам исследований в классе они составляют всего 10%.  Между полушариями находится пучок нервных волокон, соединяющих 2 полушария и обеспечивающих целостность работы головного мозга – это мозолистое тело. Его основное развитие происходит у девочек до 7 лет, а у мальчиков до 8-8,5 лет, поэтому при подготовке к школе мальчиков необходимо больше внимания уделять развитию мозолистого тела. Есть специальные упражнения, например, ухо-нос, кулак-ребро-ладонь, рисование двумя руками.

     Кроме этого следует учитывать такие индивидуальные (врожденные) особенности как: темперамент (совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих эмоциональную и динамическую стороны ее деятельности и поведения), характер и способности (задатки). Конечно, многое зависит еще от условий жизни и воспитания. 

     К 6 годам у детей начинает только формироваться словесно-логическое мышление, но оно еще не сформировано, поэтому основной формой мышления остается наглядно-образное и наглядно-действенное, поэтому в занятиях с детьми надо делать упор на продуктивную деятельность в противовес умозрительным рассуждениям. 

     Содействует общему психическому развитию активизация воображения, в этом возрасте воображение является основой для решения простейших арифметических задач и так же устного счета, благодаря ему формируется и геометрическая интуиция. Ребенок уже может произвольно управлять (индивидуальные различия) своим поведением, а так же  процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями;

- в любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации, осознать временную перспективу, удерживать в сознании одновременно цепочку взаимосвязанных событий;

- возрастает и независимость ребенка от окружающей ситуации, их поведение определяется мотивами, у детей формируется внутренняя позиция, которая отражает степень их удовлетворенности своим местом в системе социальных отношений (например, внутренняя позиция школьника).

Итак, показатели психологической и личностной  готовности ребенка к школьному обучению:

1. Ребенок имеет твердое желание учиться в школе.

2. Он имеет первоначальные умения учиться, в частности умеет выполнять простейшие требования и задания взрослых.

3. Обладает достаточно развитыми познавательными способностями.

4. Умеет общаться и работать со сверстниками.

5. Правильно воспринимает оценку себя и своего поведения товарищами и взрослыми. 

Наблюдая за развитием ребенка, за его деятельностью нетрудно установить, удовлетворяет ли он указанным признакам готовности  к школе.

     Уважаемые родители, надеюсь, что эта информация позволит вам своевременно обратить внимание на развитие у ребенка тех или иных психологических характеристик, определяющих будущую школьную спешность вашего ребенка. 

     Важно понимать, что готовность к школе формируется всем образом жизни дошкольника: социальной и эмоциональной ситуацией развития в семье, посещение дошкольного учреждения, состоянием здоровья ребенка.



24 сентября 2017 в 10:01

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.